СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Валдай существует издавна,
о нем уже упоминается в Новгородских писцовых книгах в 1495 году;
а в 1584 в первый раз упоминается о деревянной церкви в Валдае
в честь мученицы Параскевы (Пятницы). В 1611 г. Валдай был разорен
шведами. В царствование Алексея Михайловича он назывался государевым
селом и был населен пленными поляками, от которых сохранилось
название одной улицы – Панской.
Богословский
И.
Материалы
для истории, статистики и
этнографии Новгородской губернии –
«Новгородский сборник», Н., 1865
Царь Петр
I, расформировывая стрелецкие полки и образуя из них людей посадских,
назначил некоторых из семейств жить в Валдае. От их поселений осталась улица Стрелецкая.
И до сего времени в некоторых омах Валдая есть оружие стрельцов.
Петр посетил в день св. Апостолов Петра и Павла Иверский
монастырь и по окончании службы, большую часть дня, катался по
Валдайскому озеру, стреляя дичь и в цель.
В воспоминание этого дня, на Валдайской пристани, В день
святых Апостолов Петра и Павла ежегодно с полудня проходит ярмарка,
катанье на лодках и стрельба.
Терюхин
В.В.
Город
Валдай, основанный императрицею
Екатериной Великою. Спб.,
1874
Указом
императрицы Екатерины Валдай возведен в степень города. После сильного пожара 1773 года Валдай построен правильно, по обе
стороны 4-х небольших ручьев, впадающих в Валдайское озеро, рисуется
своим живописным положением и видами.
По местоположению город вообще можно разделить на две части: верхнюю и нижнюю. В первой находится Екатеринская площадь, которую окружают Присутственные
места, императорский Путевой Дворец, занятый теперь аптека и городской
больницею, училище и каменная церковь, в 1793 году построенная
во имя Святой Великомученицы Екатерины.
Церковь столь же красива своей архитектурою, как и местоположением,
живописная панорама города и озера с зеркальною поверхностью вод
и зеленой рощей, отсюда в полном виде.
В нижней
части города находится торговая площадь с гостиным рядом и двумя
каменными церквами: Соборною
во имя Святой Живоначальной Троицы и Приходскою. <…>
В Валдае считается до 124 домов каменных и 617 деревянных домов,
из них многие хороших фасадов и окружены зеленью садов и палисадов;
73 каменные лавки и до 76 кузниц.
Жителей, своим произношением еще и ныне изобличающих польское
происхождение, считается до 5000 душ обоего пола, большая часть
из них занимается преимущественно извозом и кузнечным мастерством,
а остальные хлебопашеством, которое весьма незначительно, и торговлею
разным мелочным товаром на кожу, так называемые осташи, переведенные
сюда с Осташковского озера еще при царе Алексее Михайловиче в
числе двух рабочих семей для содержания перевоза между монастырем
и слободой и снабжения рыбою монастырской братии.
Они размножились до того, что населяют теперь целую слободу,
и рыбный промысел до сих пор составляет главный источник их богатства
<…>.
Из
заводов замечательны колокольные: один из
них, на котором отливаются лучшие большие колокола, принадлежит
братьям Смирновым; другой известнее первого устроен здесь с основанием
города и на нем-то отливаются Ямщицкие колокольчики с не изменяющейся
надписью «Кого люблю того и дарю – лит в Валдае».
С именем
Валдая эти два произведения: колокола и баранки – неразлучны,
известность их далеко простирается на всей Руси
<…>. Когда бы
вы ни приехали, утром, в полдень, в полночь ли, сонный или бодрствующий,
веселый или печальный – вас тотчас обступят десятки белокурых
красавиц с большими связками Валдайского произведения – баранками
(круглые крупчатые крендели) и каждая из них с особым красноречием,
доходным до сердца, и выразительною нежностью пропоет в похвалу
своему товару и покупщику громкую арию на известный цыганский
мотив с вариациями: миленькой,
чернобровинькой барин! да
купи ж у меня хоть связочку, голубчик, красавчик мой!
Вот эту, мягкую, хорошую, что сахар белую!.. Никакое красноречие ваше не устоит против сладких убеждений продавщицы,
никакие уговорки ваши не помогут вам спастись от покупки. Но как бы ни были скупы или скучны вы смягчитесь,
растаете и не будете в состоянии грубо презрить расточаемые вам
ласки белокурою красавицею, у которой нередко на чистеньки щепцах
цветут живые розы, не коснувшиеся хищного мороза, и непременно
купите хоть связку кренделей, весьма вкусных впрочем, и для чаю,
и для кофе, и удобных для дороги.
Дмитриев
И.
Путеводитель от Москвы до
С.-Петербурга и обратно
М., 1839
Земледелие
есть главное занятие жителей, но при суровости климата, при тощей
почве, при недостаточном удобрении и вообще при стародревнем способе
обработки полей труды земледельцев весьма не изобильно вознаграждаются.
Арсеньев
К.
Статистические
очерки России
Спб., 1848