УСТАВ

Валдайского района
Новгородской области







Валдай, 2000




    Местное самоуправление на территории района - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Федеральными и областными законами, Уставом Новгородской области (Основным законом) самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
    Местное самоуправление на территории района осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, Уставом Новгородской области (Основным законом) и настоящим уставом.
    Настоящий устав обязателен для выполнения всеми расположенными на территории Валдайского района организациями независимо от организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Глава I. Общие положения

    Статья 1. Валдайский район - муниципальное образование.
    Валдайский район (далее район) является муниципальным образованием в составе Новгородской области Российской Федерации. Состоит из городского и сельских поселений, в пределах границ, установленных на момент принятия настоящего Устава, имеет муниципальную собственность, бюджет района и выборный орган местного самоуправления - районный Совет народных депутатов.

    Статья 2. Границы и состав территории района.
    1. Границы района установлены Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 26 декабря 1962 года
    2. Центром района является г. Валдай, основанный в 1495 году. В состав района входят: г. Валдай и 14 сельсоветов: Красиловский (д. Красилово), Дворецкий (д. Дворец), Едровский (с. Едрово), Зимогорский (с. Зимогорье), Большезамошьевский (д. Б. Замошье), Ивантеевский (д. Ивантеево), Лутовенский (д. Лутовенка), Костковский (д. Костково), Любницкий (д. Любница), Наволокский (д. Наволок), Рощинский (п. Рощино), Семеновщинский (д. Семеновщина), Шуйский (д. Шуя), Яжелбицкий (д. Яжебицы).
    3. Изменение границ района, административно-территориальных единиц, входящих в его состав, осуществляется в соответствии с областным законом "Об административно-территориальном устройстве области".
    4. План и описание границ района прилагается к настоящему уставу.

    Статья 3. Символика района
    1. Район имеет свой герб и флаг.
    2. Гербом района является исторический герб, утвержденный 16 августа 1781 года, восстановленный решением районного Совета народных депутатов от 23 декабря 1996 года.
    Гербом Валдайского района является исторический герб города Валдая в виде разрезанного щита перпендикулярною чертою на двое:
    на левой половине в центре щита изображена императорская корона на горностаевом мехе;
    на правой половине щита в серебряном поле зеленая гора.
    3. Флаг района представляет собой прямоугольное полотнище из двух равновеликих горизонтальных полос: верхней белого и нижней синего цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
    4. Порядок использования символики района устанавливается решениями районного Совета народных депутатов.

    Статья 4. Население района
    1. Граждане Российской Федерации, граждане других государств, лица без гражданства, имеющие место жительства на территории района, независимо от сроков проживания, места рождения, национальности, составляют население района.
    На территории района признаются, гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
 
   Статья 5. Право гражданина Российской Федерации на осуществление местного самоуправления
    1. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления, как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.
    2. Граждане Российской Федерации имеют право:
    2.1. Участвовать в непосредственном решении вопросов, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (путем выборов, референдума, других форм прямого волеизъявления).
    2.2. Избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
    2.3. На равный доступ к муниципальной службе.
    2.4. На обращение в органы и к должностным лицам местного самоуправления.
    2.5. На судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.

Глава 2. Предметы ведения местного самоуправления

   Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления
    1. В ведении района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
    2. К вопросам местного значения относятся:
    2.1. Принятие и изменение устава района, контроль за его соблюдением.
    2.2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
    2.3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета района, установление местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате, решение других финансовых вопросов местного значения.
    2.4. Комплексное социально-экономическое развитие района.
    2.5. Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
    2.6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.
    2.7. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения.
    2.8. Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны, осуществление контроля за их деятельностью.
    2.9. Регулирование планировки и застройки территории района.
    2.10. Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства.
    2.11. Контроль за использованием земель на территории района.
    2.12. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения.
    2.13. Организация, содержание и развитие муниципальных предприятий энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации.
    2.14. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
    2.15. Муниципальное дорожное строительство.
    2.16. Благоустройство и озеленение территории района.
    2.17. Организация утилизации и переработки бытовых отходов.
    2.18. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
    2.19. Организация и содержание муниципальных архивов.
    2.20. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи.
    2.21. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
    2.22. Создание условий для деятельности учреждений культуры.
    2.23. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
    2.24. Организация и содержание муниципальной информационной службы.
    2.25. Создание условий для деятельности средств массовой информации.
    2.26. Создание условий для организации зрелищных мероприятий.
    2.27. Создание условий для развития физической культуры и спорта.
    2.28. Обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
    2.29. Создание условий и участие в охране окружающей среды.
    2.30. Обеспечение противопожарной безопасности и организация муниципальной пожарной службы.
    2.31. Содействие деятельности общественных организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории района.
    2.32. Осуществление контроля за качеством реализуемой продукции, представляемых населению услуг.
    3. Органы местного самоуправления района вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения областными законами, а также вопросы, не отнесенные к ведению органов государственной власти.

    Статья 7. Взаимоотношения органов местного самоуправления района и органов государственной власти области.
    Взаимоотношения между органами государственной власти области и органами местного самоуправления района осуществляются посредством:
    принятия областных законов по вопросам местного самоуправления;
    заключения договоров и соглашений;
    создания координационных, консультативных, совещательных, и иных рабочих органов, как временных, так и постоянных.

Глава 3. Финансово-экономическая основа местного самоуправления

   Статья 8. Экономическая основа местного самоуправления.
    Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органами местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения района.

   Статья 9. Муниципальная собственность.
    1. В состав муниципальной собственности района входят средства бюджета района, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
    2. Население района обладает всей полнотой прав собственника в отношении имущества, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве муниципальной собственности района и осуществляет эти права непосредственно через референдум, а также через органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами.
    Органы управления муниципальным имуществом создаются в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
    3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными организациями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, средства бюджета района и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными организациями, составляют муниципальную казну района.
    4. Органы и должностные лица местного самоуправления управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном районным Советом народных депутатов. Реестр муниципальной собственности ведет Администрация района.
    5. Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с иными формами собственности.
    6. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются районным Советом народных депутатов самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в бюджет района.

    Статья 10. Взаимоотношения органов местного самоуправления района с организациями, не входящими в состав муниципальной собственности.
    1. Отношения органов местного самоуправления района с организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, строятся на договорной основе.
    2. Органы местного самоуправления района не вправе устанавливать ограничения деятельности организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и областными законами.

    Статья 11. Бюджет района.
    1. Бюджет района - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
    2. Формирование, утверждение и исполнение бюджета района, контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом.
    3. В бюджете района могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

    Статья 12. Доходы бюджета района
    1. Доходы бюджета района формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и областных регулирующих налогов и сборов.
    2. В бюджет района полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
    3. В бюджет района поступают ассигнования на финансирование отдельных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных и областных законов, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов района, а также другие налоговые доходы, поступающие в бюджет района в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными и областными законами и решениями районного Совета народных депутатов.
    4. Население района может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с настоящим Уставом.
    Решение о сборе средств принимается на собрании (сходе), конференции граждан по месту жительства, в соответствии со статьей 8 областного закона "О территориальном общественном самоуправлении в Новгородской области" и настоящим Уставом.

    Статья 13. Расходы бюджета района.
    1. Формирование расходов бюджета района базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
    2. Районный Совет депутатов самостоятельно определяет направления использования средств бюджета района в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
    3. Районный Совет народных депутатов с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг.
    4. Расходы бюджета района в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
    5. Порядок исполнения расходной части бюджета района устанавливается решением районного Совета народных депутатов.

    Статья 14. Права органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами.
    Органы местного самоуправления в порядке, установленном действующим законодательством, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются или добываются на их территории.

    Статья 15. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
    1. От имени района право осуществления муниципальных заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Администрации района.
    2. Администрация района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

    Статья 16. Гарантии обеспечения минимального местного бюджета
    1. Орган государственной власти области обеспечивает району формирование минимального бюджета района путем передачи части федеральных и областных налогов, а также установления объема трансфертов, субвенций и дотаций из областного бюджета.
    2. Минимально необходимые расходы бюджета района определяются на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых областным законом или постановлением областной Думы в соответствии с федеральными законами.
    3. Доходная часть минимального бюджета района в первую очередь обеспечивается путем закрепления за ними на долговременной основе областным законом определенных налоговых доходов (отчислений от федеральных и областных налогов). Если доходная часть минимального бюджета района не может быть обеспечена с учетом закрепления указанных доходных источников, орган государственной власти области при формировании бюджета района на соответствующий год передает органам местного самоуправления иные доходные источники областного бюджета, при этом сводные переходящие остатки бюджета района предыдущего года в расчет не принимаются.
    4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесены к ведению района, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, устанавливаемых областным законом или постановлением областной Думы в соответствии с федеральными законами, выполнение которых гарантируется органом государственной власти области путем передачи в бюджет района части федеральных и областных налогов, а также утверждения объема трансферта, дотации, субвенции из областного бюджета.

Глава 4. Структура, полномочия и организационные основы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Статья 17. Органы и должностное лицо местного самоуправления района.
    1. Глава района - выборное должностное лицо местного самоуправления.
    2. Органами местного самоуправления являются:
    районный Совет народных депутатов - представительный орган местного самоуправления;
    Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления.
    Органы местного самоуправления образуются в соответствии с настоящим Уставом и являются юридическими лицами. Юридический адрес: 175400 г. Валдай Новгородской области. Комсомольский пр-т, д. 19\21, Администрация Валдайского района.
    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
    3. Администрация района вправе создавать органы с правами юридического лица для исполнения отдельных полномочий.

    Статья 18. Глава района
    1. Глава района избирается населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на 4 года по одномандатному избирательному округу в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и областным законом "О выборах Глав муниципальных образований (Глав местного самоуправления").
    2. Глава района вступает в должность в течение 10 дней после официального опубликования результатов выборов.
    Дата вступления в должность назначается районным Советом народных депутатов.
    Полномочия действующего Главы района прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы района.
    3. Глава района обеспечивает выполнение на территории района Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, иных нормативных правовых актов федеральных и областных органов власти, настоящего Устава и нормативных правовых актов районного Совета народных депутатов и Администрации района.
    4. Глава района представляет район в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями различных организационно-правовых форм, в том числе с зарубежными и населением.
    5. Глава района осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

    Статья 19. Досрочное прекращение полномочий Главы района.
    1. Полномочия Главы района могут быть прекращены по решению районного Совета народных депутатов досрочно в случаях:
    1.1. Письменного заявления о сложении своих полномочий.
    1.2. Утраты гражданства Российской Федерации.
    1.3. Нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, Устава района, установленных в судебном порядке
    1.4. Вступление в законную силу обвинительного приговора суда.
    1.5. Смерти.
    1.6. В иных случаях, предусмотренных федеральными и областными законами.
    2. Добровольное сложение Главой района своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления 2/3 от установленного числа депутатов районного Совета народных депутатов.
    В случае непринятия районным Советом народных депутатов отставки Главы района, он вправе сложить свои полномочия в двухнедельных срок.
    3. В случае досрочного прекращения полномочий Главы района, его полномочия по руководству Администрацией района осуществляет первый заместитель Главы администрации района; по руководству районным Советом народных депутатов - заместитель Главы района по работе с депутатами.

    Статья 20. Полномочия главы района по организации деятельности районного Советов народных депутатов.
    Глава района обладает следующими полномочиями по организации деятельности районного Совета народных депутатов:
    входит в состав районного Совета народных депутатов и председательствует на его заседаниях;
    представляет районный Совет народных депутатов в отношениях с населением, органами и выборными лицами территориального общественного самоуправления, организациями;
    созывает заседание районного Совета народных депутатов, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проекты решений районного Совета депутатов;
    осуществляет руководство подготовкой заседаний и вопросов, вносимых на рассмотрение районного Совета народных депутатов;
    ведет заседания, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом работы районного Совета народных депутатов;
    подписывает решения районного Совета народных депутатов, протоколы заседаний и другие документы районного Совета народных депутатов;
    оказывает содействие депутатам в осуществлении ими депутатских полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в районном Совете народных депутатов;
    обеспечивает в соответствии с решениями районного Совета народных депутатов организацию подготовки и проведения местного референдума, обсуждение гражданами проектов федеральных и областных законов, иных нормативных правовых актов федеральных и областных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
    организует в районном Совете народных депутатов прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
    в соответствии с федеральными и областными законами, решениями районного Совета народных депутатов организует рассмотрение вопросов выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов;
    является распорядителем денежных средств по расходам, связанным с деятельностью районного Совета народных депутатов в соответствии со сметой.

    Статья 21. Полномочия Главы района по организации деятельности Администрации района.
    1. Глава района является по должности Главой администрации района и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия.
    2. Глава района:
    2.1. Вносит в районный Совет народных депутатов проект районного бюджета и представляет отчет о его исполнении.
    2.2. Обеспечивает работу и внесение на рассмотрение районного Совета народных депутатов проектов планов, программ социально-экономического развития района, предложений по введению местных налогов, сборов, тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными организациями, установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в бюджет района.
    2.3. Разрабатывает и утверждает структуру Администрации района, распределяет обязанности по исполнению полномочий Администрации района, утверждает Положения об органах Администрации района, структурных подразделениях аппарата Администрации района.
    2.4. Назначает на должность и освобождает от нее заместителей Главы администрации, руководителей органов Администрации района, руководителей подразделений, специалистов и иных работников аппарата Администрации района.
    2.5. Организует работу с кадрами Администрации района в соответствии с федеральными и областными законами.
    2.6. Устанавливает должностные оклады и надбавки заместителям Главы администрации района, руководителям органов Администрации района, руководителям, специалистам и иным работникам аппарата Администрации района в соответствии с областным законом "О денежном содержании в органах государственной власти и органах местного самоуправления Новгородской области".
    2.7. Осуществляет полномочия по распоряжению и управлению муниципальной собственностью в порядке, установленном районным Советом народных депутатов в соответствии с федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами федеральных и областных органов государственной власти.
    2.8. Обеспечивает разработку предложений, программ, решений, вносимых на рассмотрение и утверждение районного Совета народных депутатов, по управлению муниципальной собственностью, вопросам местного значения.
    2.9. Осуществляет общее руководство муниципальными организациями, учреждениями, утверждает их Уставы, заключает контракты с их руководителями, заслушивает отчеты об их деятельности.
    2.10. Содействует выполнению законодательства о воинской обязанности и развитию гражданской обороны в районе.
    2.11. Осуществляет меры по обеспечению: законности, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
    2.12.Рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления, обеспечивает координацию их деятельности, оказание правовой и других видов помощи.
    2.13. Организует исполнение бюджета района, является распорядителем кредитов.
    2.14.Предоставляет районному Совету народных депутатов ежегодный отчет о деятельности Администрации района.
    2.15.Выполняет другие полномочия в соответствии с федеральными и областными законами, решениями районного Совета народных депутатов

    Статья 22. Районный Совет народных депутатов.
    1. Районный Совет народных депутатов состоит из 8 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, при тайном голосование в порядке, определенном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и областным законом "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления".
    2. Срок полномочий районного Совета народных депутатов - 4 года.
    3. Районный Совет народных депутатов самостоятельно определяет свою структуру и утверждает ее решением районного Совета народных депутатов

    Статья 23. Депутат районного Совета народных депутатов.
    1. Срок полномочий депутата районного Совета народных депутатов начинается со дня его избирания и прекращается с момента начала работы районного Совета народных депутатов, следующего созыва.
    2. Депутат представляет в районном Совете народных депутатов интересы своих избирателей и отчитывается перед ними о своей деятельности не реже двух раз в год.
    3. Депутат осуществляет свои полномочия на общественных началах.
    4. Статус депутата и ограничения, связанные с депутатской деятельностью устанавливаются федеральными и областными законами, решениями районного Совета народных депутатов.
    5. Депутат районного Совета народных депутатов не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Новгородской области.

    Статья 24. Заседание районного Совета народных депутатов и порядок его созыва и проведения.
    1. Основной формой работы районного Совета народных депутатов является заседание.
    2. Первое заседание вновь избранного районного Совета народных депутатов созывается Главой района не позднее чем в месячный срок после избрания в районный Совет народных депутатов не менее 2/3 установленного числа депутатов.
    3. Первое заседание районного Совета народных депутатов открывает председатель территориальной избирательной комиссии. Ведет первое заседание Глава района.
    4. На первом заседании из числа депутатов избирается заместитель Главы по работе с депутатами. Порядок избрания устанавливается Регламентом работы районного Совета народных депутатов.
    5. Порядок деятельности и процедура работы районного Совета народных депутатов устанавливается Регламентом работы районного Совета народных депутатов.

    Статья 25. Заместитель Главы района по работе с депутатами.
    Заместитель Главы района по работе с депутатами выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Регламентом работы районного Совета народных депутатов и поручениями Главы района, по поручению Главы района ведет заседания районного Совета народных депутатов и подписывает его решения.

    Статья 26. Комиссии районного Совета народных депутатов.
    Районный Совет народных депутатов для предварительного рассмотрения и подготовки проектов и решений, осуществления контрольных функций может образовывать из числа депутатов постоянные комиссии.
    Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяется районным Советом народных депутатов.

    Статья 27. Полномочия районного Совета народных депутатов.
    1. В исключительном ведении районного Совета народных депутатов находятся:
    принятие общеобязательных правил по предметам ведения района предусмотренных настоящим Уставом;
    утверждение бюджета района и отчета об его исполнении;
    принятие планов и программ развития района, утверждение отчетов об исполнении;
    установление местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате;
    установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
    2. К полномочиям районного Совета народных депутатов относятся:
    разработка и принятие Устава района, изменений и дополнений к нему;
    обращения в областную Думу в порядке законодательной инициативы;
    назначение даты голосования по выборам депутатов районного Совета народных депутатов и Главы Валдайского района;
    принятие решения о проведении местного референдума.

    Статья 28. Решения районного Совета народных депутатов.
    1. Право внесения проектов решений на рассмотрение районного Совета народных депутатов принадлежит Главе района, депутатам районного Совета народных депутатов, органам территориального общественного самоуправления, прокурору района. Население района имеет право на внесение указанных проектов решений через органы территориального общественного самоуправления.
    2. По вопросам, вносимым на заседание районного Совета народных депутатов, принимаются решения.
    3. Решения районного Совета народных депутатов вступают в силу в день их принятия, если иное не предусмотрено самим решением, решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
    4. Решения районного Совета народных депутатов, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на его территории государственными органами и организациями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами и не нуждаются в утверждении какими-либо органами.

    Статья 29. Организационное и правовое обеспечение деятельности районного Совета народных депутатов.
    Организационное и правовое обеспечение деятельности районного Совета народных депутатов осуществляет Администрация района.

    Статья 30. Полномочия Администрации района.
    1. Администрация района:
    1.1. Осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с порядком, установленным районным Советом народных депутатов.
    1.2. Разрабатывает проекты бюджета района, планов и программ социально-экономического развития района и исполняет их.
    1.3. Планирует использование земель, организует ведение земельного кадастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель.
    1.4. Контролирует на территории района соблюдение природоохранного законодательства.
    1.5. Организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, других объектов, необходимых для комплексного социально-экономического развития района.
    1.6. Вносит предложения в программы органов государственной власти по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием района.
    1.7. В соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль за правильностью установления тарифов и наценок предприятиями всех организационно-правовых форм, осуществляет регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных организаций.
    1.8. Вправе заключать от имени района муниципальный контракт (договор) с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Совокупность заключенных муниципальных контрактов составляет муниципальный заказ.
    1.9. Осуществляет на территории района деятельность в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
    1.10. Информирует население об экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения, сообщает в соответствующие органы о действиях организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании.
    1.11. Выдает в установленном порядке разрешение на строительство объектов недвижимости.
    1.12. Назначает местные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории района.
    1.13. Осуществляет контроль за работой транспортных организаций, действующих на территории района, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорной основе к транспортному обслуживанию населения организации, действующие на территории района.
    1.14. Содействует работе и развитию предприятий связи, средств массовой информации.
    1.15. Обеспечивает безопасное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водоснабжения, газоснабжения, принимает меры по обеспечению населения топливом.
    1.16. Принимает решения по созданию мест погребения, отводе земельных участков для этих целей и устанавливает правила содержания мест погребения.
    1.17. Организует благоустройство населенных пунктов, создает места отдыха граждан.
    1.18. Организует рынки и ярмарки, контролирует соблюдение правил торговли, санитарное состояние мест торговли, организует закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов для нужд района.
    1.19. Обеспечивает социальную защиту и поддержку населения за счет бюджетных и привлеченных средств.
    1.20. Принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий.
    1.21. Осуществляет полномочия по вопросам организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями.
    2. Администрация района вправе по поручению районного Совета народных депутатов или по согласованию с ним принять к своему рассмотрению любой вопрос местного значения за исключением вопросов, находящихся в исключительном ведении районного Совета народных депутатов.

    Статья 31. Органы Администрации района.
    1. Администрация района для реализации своих полномочий создает территориальные и отраслевые органы.
    2. Органами Администрации района являются:
    Администрации сельсоветов - территориальные органы;
    комитеты, управления, отделы - отраслевые органы.
    3. Органы Администрации района могут наделяться правами юридического лица.
    4. Органы Администрации района финансируются за счет средств бюджета района.
    5. Полномочия и порядок деятельности органов Администрации района определяются Положениями об этих органах, утверждаемыми Главой района.

    Статья 32. Акты Администрации района.
    1. Актами Администрации района являются постановления и распоряжения.
    1.1. Акты Администрации района подписывает Глава района.
    1.2. Глава района вправе передавать право подписи актов Администрации района по отдельным вопросам заместителям Главы Администрации района.
    2. Актами органов Администрации района являются распоряжения и приказы.
    2.1. Администрации сельсоветов по вопросам реализации части полномочий Администрации района издают распоряжения, по другим вопросам - приказы.
    2.2. Акты Администраций сельсоветов подписываются Главами администраций сельсоветов.
    3. Акты Администраций района и ее органов, принятые в пределах их компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом.
    4. Акты Администрации района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после официального опубликования в районной газете.

    Статья 33. Должностные лица местного самоуправления.
    1. Должностное лицо местного самоуправления - выборное лицо, работающее по контракту, выполняющее организационно-распорядительные функции в Администрации района и не относящееся к категории государственных служащих.
    2. Должностными лицами местного самоуправления района являются Глава района (является по должности Главой Администрации района);
    заместители Главы Администрации района;
    руководители органов Администрации района.

    Статья 34. Муниципальная служба района.
    1. Муниципальная служба района - профессиональная деятельность на постоянной основе по обеспечению деятельности органов местного самоуправления района, образуемых в соответствии с настоящим Уставом, осуществляемая на муниципальных должностях муниципальной службы, не являющихся выборными - муниципальных должностных категории "Б" и "В".
    2. Правовое регулирование муниципальной службы района осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, иными областными нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Статья 35. Муниципальный служащий.
    1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном законодательством, обязанности по муниципальной должности, муниципальной службы района на постоянной профессиональной основе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета района.
    2. К муниципальным служащим района не относятся Глава района, депутаты районного Совета народных депутатов, статус которых устанавливается федеральными и областными законами. Законодательство о муниципальной службе не распространяется также на лиц, работающих в муниципальных унитарных предприятиях и учреждениях, а также в органах территориального общественного самоуправления.

Глава 5. Участие населения в осуществлении
местного самоуправления

    Статья 36. Местный референдум.
    1. Местный референдум (далее по тексту - референдум) назначается и проводится в порядки и сроки, установленные настоящим Уставом.
    2. На референдум могут быть внесены вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления федеральными и областными законами.
    3. На референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
    3.1. О досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий районного Совета народных депутатов и Главы района, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов.
    3.2. О формировании состава органов местного самоуправления, о персональном составе органов местного самоуправления.
    3.3. Об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц.
    3.4. О принятии или об изменении бюджета района, исполнении и изменении финансовых обязательств района.
    3.5. О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
    3.6. Вопросы, не находящиеся в ведении района.
    4. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, общественным объединениям, а также районному Совету народных депутатов и Главе района в соответствии с федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    5. Решение о назначении референдума принимает районный Совет народных депутатов.
    6. Инициативная группа по сбору подписей в поддержку проведения референдума регистрируется комиссией референдума, а в случае, если комиссия не сформирована - районным Советом народных депутатов ей выдается регистрационное свидетельство, которое действительно в течение 70 дней.
    Районный Совет народных депутатов обязан сформировать территориальную комиссию референдума в течение 7 дней со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума в порядке, определенном статьей 23 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" или принять решение о наделении действующей территориальной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления ее полномочиями.
    7. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума составляет 60 дней.
    8. Для назначения референдума в орган местного самоуправления, установленный в пункте 4 настоящей статьи, должны быть представлены подписи 5% от числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме, в поддержку инициативы его проведения.
    9. Инициатива проведения референдума может быть реализована в форме собрания граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту жительства, учебы, работы. Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее, чем за 5 дней уведомить Администрацию района о месте и времени проведения собрания.
    10. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано за 45дней до дня голосования. Дата проведения голосования на референдуме не позднее чем за 25 дней до дня голосования решением районного Совета народных депутатов может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом, либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Решение о дате голосования или о ее переносе публикуется в районной газете не позднее, чем через 6 дней после его принятия.
    11. Голосование на референдуме проводится с 8 до 22 часов.
    12. Прием заявлений участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования заканчивается за 4 часа до истечения срока голосования на референдуме,
    13. Органы местного самоуправления, общественные объединения, избирательные объединения, участники референдума по инициативе которых назначен референдум, обязаны создать фонд для участия в референдуме.
    14. Повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой не может проводиться в течение 2лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума, а при проведении референдума по уставу района - в течение одного года.

    Статья 37. Муниципальные выборы
    1. Выборы депутатов районного Совета народных депутатов, Главы района назначаются районным Советом народных депутатов в соответствии с федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", областными законами "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления", "О выборах Глав муниципальных образований (Глав местного самоуправления)".
    2. Выборы, в случае досрочного прекращения полномочий Главы района, районного Совета депутатов или депутата районного Совета народных депутатов, проводятся в соответствии с федеральным и областными законами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
    3. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет финансовых средств, выделяемых из бюджета района.
    Указанные расходы предусматриваются отдельной строкой в бюджете района.

    Статья 38. Порядок составления списков избирателей, участников референдума
    1. Списки избирателей, участников референдума составляются территориальной избирательной комиссией, комиссией референдума на основе сведений, предоставляемых Главой района по форме, утвержденной избирательной комиссией Новгородской области.
    2. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории воинской части, составляет командир воинской части. Указанные сведения предоставляются в территориальную избирательную комиссию, комиссию референдума сразу после образования этой комиссии.
    Не включаются в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов депутатов районного Совета народных депутатов, Главы района, местного референдума военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, находящихся на территории района, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории района.
    3. В списки избирателей, участников референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
    4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого участка.
    5. В списки избирателей, участников референдума на выборах депутатов районного Совета народных депутатов, Главы района, для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными и областными законами, включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", постоянно или преимущественно проживающие на территории района.

    Статья 39. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума
    1. Порядок формирования, деятельности и полномочия избирательных комиссий, комиссий референдума определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", областными законами, регулирующими порядок проведения выборов и референдумов на территории области и настоящим Уставом.
    2. При проведение местного референдума одновременно с выборами в органы местного самоуправления избирательные комиссии могут действовать также и в качестве комиссий референдума.
    Решение о наделение избирательных комиссий полномочиями комиссий референдума принимается районным Советом народных депутатов в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    Статья 40. Срок хранения документации избирательных комиссий, комиссий референдума
    Срок хранения документации избирательных комиссий, комиссий референдума устанавливается избирательной комиссией Новгородской области в соответствии с федеральными и областными законами, постановлениями Центральной избирательной комиссии.

    Статья 41. Иные формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
    1. Граждане района вправе обращаться с коллективными и индивидуальными просьбами в органы местного самоуправления и к должностным лицам самоуправления по вопросам их ведения.
    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение месяца, с момента поступления обращения.
    Граждане района имеют право на внесение проектов решений в районный Совет народных депутатов. Проекты решений, внесенные в Совет народных депутатов, подлежат рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию в районной газете.
    2. Деятельность районного Совета народных депутатов. Главы района. Администрации района и ее должностных лиц регулярно освещается в средствах массовой информации.
    3. Население района вправе получать информацию о деятельности органов местного самоуправления через средства массовой информации и непосредственно от должностных лиц органов местного самоуправления.
    4. Граждане района имеют право на персональный прием в районном Совете депутатов, Администрации района, а также в любом из создаваемых ими органов.
    5. Подлежат обязательному опубликованию в районной газете проекты планов экономического и социального развития района, бюджета района, важных программ в целях проведения их обсуждения населением района на собраниях, в средствах массовой информации и использование материалов обсуждения при принятии решения.
    По решению районного Совета народных депутатов или Главы района могут проводиться массовые обсуждения и других важных вопросов жизни граждан района на конференциях, собраниях, сходах, встречах.

Глава 6. Территориальное общественное самоуправление

    Статья 42. Система территориального общественного самоуправления
    1. Территориальное общественное самоуправление района осуществляется населением через:
    непосредственное волеизъявление граждан, путем проведения общих собраний (сходов), конференций, опросов граждан;
    органы территориального общественного самоуправления по месту жительства;
    выборных лиц территориального общественного самоуправления.
    2. Для решения вопросов местного значения созываются собрания (сходы), конференции граждан.
    Собрания (сходы), конференции граждан могут созываться по инициативе Главы района, органов местного самоуправления и их органов, органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления, депутата районного Совета народных депутатов, граждан.
    Собрания (сходы), конференции граждан созываются по инициативе населения, если за его проведение высказалось не менее 10% от общего числа граждан, проживающих на соответствующей территории. В случае, когда созыв собраний (сходов) граждан затруднен, могут проводиться конференции представителей жителей населенных пунктов, микрорайонов. Норма представительства -один представитель от 5 человек.
    Вопросы, отнесенные к рассмотрению на собраниях (сходах), конференциях граждан, порядок принятия решений определяется в соответствии с областным законом "О территориальном общественном самоуправлении в Новгородской области".
    Созыв собрания (сходы), конференции граждан осуществляются Главами администраций сельсоветов, органами и выборными лицами территориального общественного самоуправления.

    Статья 43. Порядок избрания органов территориального общественного самоуправления
    1. Органами территориального общественного самоуправления района являются:
    уличные, домовые комитеты;
    Советы старост сельских населенных пунктов.
    2. Границы территории, в пределах которого действует орган территориального общественного самоуправления, устанавливается решением районного Совета народных депутатов с учетом мнения граждан, проживающих на соответствующей территории
    3. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях (сходах), конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
    4. Срок полномочий органов территориального общественного самоуправления не может быть более срока полномочий органов местного самоуправления.
    5. Деятельность органов территориального общественного самоуправления строится в соответствии с Положениями: "О Совете старост", "Об уличных, домовых комитетах", утвержденными районным Советом народных депутатов.
    6. Органы территориального общественного самоуправления не являются юридическими лицами.

    Статья 44. Порядок избрания выборных лиц территориального общественного самоуправления
    1. На части территории муниципального образования (сельсоветах, отдельных населенных пунктах, микрорайонах города, улицах, домах) функции органа территориального общественного самоуправления осуществляют выборные лица территориального общественного самоуправления.
    2. Выборными лицами территориального общественного самоуправления в районе являются:
    старосты - представители сельских населенных пунктов;
    старшие по дому, подъезду.
    3. Выборные лица избираются на собраниях (сходах), конференциях граждан, проживающих на территории. Территория, в пределах которой осуществляется деятельность старосты, устанавливается Главой администрации сельсовета по предложению граждан в пределах границ данного населенного пункта с учетом присоединения к нему, если в этом возникает необходимость, отдаленных и малочисленных деревень, находящихся на подведомственной территории.
    4. Срок полномочий выборных лиц территориального общественного самоуправления не может быть более срока полномочий органов местного самоуправления.
    5. Деятельность выборных лиц территориального общественного самоуправления строиться в соответствии с Положениями: "О старостах сельских населенных пунктов", "О старших по дому, подъезду многоквартирного дома", утвержденными районным Советом народных депутатов.

    Статья 45. Полномочия органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления.
    1. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления вправе:
    1.1. Вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам изъятия и отвода земельных участков на территории действия органа территориального общественного самоуправления, целесообразности строительства зданий и сооружений.
    1.2. Вносить в органы местного самоуправления предложения об объявлении объектов, расположенных на территории действия органа территориального общественного самоуправления, памятниками истории и культуры и о передаче объектов в ведение или под охрану органов территориального общественного самоуправления.
    1.3. Осуществлять контроль совместно с уполномоченным на это органами за соблюдением общественного порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового, транспортного и иного обслуживания населения, охраной окружающей природной среды и вносить предложения в органы местного самоуправления о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан в случаях выявления нарушений.
    1.4. Участвовать в экологической экспертизе объектов производственной инфраструктуры.
    1.5. Привлекать население к участию в работе по обеспечению сохранности жилищного фонда, благоустройству и озеленению.
    1.6. Организовывать общественные работы, включая оплачиваемые в пределах переданных средств.
    1.7. Принимать меры по организации досуга населения.
    1.8. Содействовать развитию народного творчества.
    1.9. Обращаться с предложениями по вопросам социальной защиты граждан, проживающих на территории действия органа или выборного лица территориального общественного самоуправления
    1.10. Участвовать в заседаниях соответствующих органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих на их территории.
    1.11. Созывать общие собрания (сходы), конференции граждан.
    1.12. Разрабатывать инициативные планы и программы развития территории.
    1.13. Выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении органа территориального общественного самоуправления.
    1.14. Иные полномочия, не противоречащие законодательству.
    2. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления обладают правом правотворческой инициативы. Проекты нормативных правовых актов, внесенных органами и выборными лицами территориального общественного самоуправления в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
    3. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления могут наделяться нормативными правыми актами органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
    4. Деятельность органа и выборного лица территориального общественного самоуправления может быть прекращена по решению собрания (схода), конференции граждан, принявших решение о его создании.
    5. Координацию деятельности органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления, оказание им правовой, организационной и иной помощи осуществляет Администрация района.

Глава 7. Гарантии местного самоуправления

    Статья 46. Обязательность решений органов местного самоуправления.
    1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
    2. Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими либо признаны недействительными по решению суда.
    3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц, а также решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Статья 47. Судебная защита местного самоуправления.
    1. Граждане, проживающие на территории района, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными, нарушающих права местного самоуправления, актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, организаций, а также общественных объединений.
    2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

    Статья 48. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
    1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
    2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в случае нарушения (неисполнения) ими решений, принятых на местном референдуме, собрании (сходе) граждан или принятых другими органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
    3. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов нормативных правовых актов федеральных и областных органов государственной власти, настоящего Устава.
    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Глава 8. Заключительные положения

    Статья 49. Порядок принятия Устава, изменений и дополнений к нему.
    1. Устав района принимается районным Советом народных депутатов не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
    2. Изменения и дополнения в Устав принимаются районным Советом народных депутатов на его заседании не менее чем 2\3 голосов от установленного числа депутатов.
    3. Устав района, изменения и дополнения к нему подлежат государственной регистрации в порядке, установленном областным законом "О порядке регистрации Уставов муниципальных образований Новгородской области".
    4. Устав района, изменения и дополнения к нему вступают в силу после их официального опубликования в районной газете.

 

 

Описание границ Валдайского района

    Валдайский район находится на границе юго-востоке Новгородской области.
    Восточная часть района расположена в пределах Валдайской возвышенности, западная - в Приильменской низменности.
    На востоке район граничит с Бологовским районом Тверской области. Граница проходит по землям АО "Едрово" и лесным угодьям Валдайского лесхоза, начинается от озера Шлино и идет до автодороги Валдай - Боровичи.
    На северо-востоке район граничит с Окуловским районом. Граница начинается от автодороги Валдай - Боровичи и по лесным кварталам Валдайского национального парка, относящегося исключительно к объектам федеральной собственности, проходит до деревни Брод Костковского сельсовета.
    На северо-западе район граничит с Крестецким районом. Граница проходит от деревни Брод до деревни Ямница по лесным кварталам Валдайского лесхоза, землям совхоза - техникума "Валдайский", совхоза "Валдайский", проходя по которым у деревни Кузнецовка пересекает автодорогу Москва - Санкт-Петербург, далее по землям совхоза "Красная звезда и АО "Любница" до деревни Ямница Любницкого сельсовета.
    С юга район граничит с Демянским районом. Граница проходит от озера Шлино по лесным кварталам АО "Едрово" и АО "Русь" до пересечения с автодорогой Валдай - Гославль, далее граница по реке Либья, озеру Велье до пересечения с автодорогой Валдай - Демянск. Далее граница проходит по лесам и водным кварталам Валдайского национального парка до деревни Домаши Больше-замошьевского сельсовета, по лесным кварталам Валдайского лесхоза, землям АО "Любница" до деревни Ямница и землям АО "Семеновщина". В районе Любница граница пересекает железную дорогу Бологое - Таллин.




Устав Валдайского района Новгородской области принят 21 июня 2000 года на заседании районного Совета народных депутатов
   

Глава района В.Е.Королев
        
    
    
    Зарегистрирован Управлением юстиции Новгородской области
29 июня 2000 года

Регистрационный № 6

 

Сайт управляется системой uCoz